NHTSA - о североамериканской системе оценки безопасности автомобилей

NHTSA

Аббревиатура переводится как национальное управление безопасностью движения на дорогах. NНТSА – исполнительное агентство заокеанского министерства транспорта. Миссия организации, как подчеркивают ее официальные лица, заключается в сохранении жизней и предотвращение травм при ДТП через исследования, просвещение, безопасные стандарты и настойчивую деятельность. Помимо этого комитет стремится снизить экономические потери при дорожных авариях. Примечательно, что управление занимается не только развитием и изданием стандартов, но и их правоприменением.

Из истории NНТSА

Организация начала свою деятельность в 1966-м году и уже через 13 лет комитет массово проверял автомобили на безопасность. В официальных документах значится, что управление было образовано в 1970-м году. Именно заокеанскому тестовому центру принадлежит идея пятизвездочной оценки безопасности транспортных средств. Помимо этого именно с подачи NНТSА в штате New-York City был принят закон, который обязывал устанавливать ремни безопасности в каждом автомобиле. Случилось это еще в 1984-м году. Аббревиатура NСАР – также плод работы североамериканской организации. Именно они предложили миру это название, которое переводится как «программа тестирования новых автомобилей».

Особенности проведения краш-тестов NНТSА

Фронтальный удар

При фронтальном тесте внутри автомобиля установлены два мужских манекена, оба на передних сиденьях пристегиваются ремнями безопасности. Тестируемый автомобиль разгоняется до скорости в 56 км/ч, после чего производит столкновение со специальной тележкой, имитирующей встречный автомобиль. После лобового столкновения эксперты замеряют силы и ускорения, которые воздействовали на манекены. Эти параметры фиксируют специальные датчики и акселерометры. Ученые выявляют не только полученные травмы, но и вероятность возникновения повреждений – все это записывается в процентах. Заметим, что к «серьезным травмам» комитет североамериканского NСАР относит в первую очередь те, которые представляют угрозу для жизни и, следовательно, требуют немедленной госпитализации. После анализа автомобилю назначают рейтинг за фронтальный удар.

Боковой удар

При боковом столкновении в тестируемом автомобиле находятся два манекена. Первый испытуемый закрепляется ремнями безопасности на водительском сиденье, второй устанавливается позади водителя, на заднем ряду сидений. Автомобиль находится в неподвижном состоянии, удар производит специальная тележка-барьер на скорости 62 км/ч. Масса ударной установки равна 1368 кг. Эксперты в первую очередь проверяют силу воздействия на таз, голову, грудину и шейный отдел манекенов. После анализа автомобилю выставляется звездный рейтинг за боковой удар.

Тест на опрокидывание

Это краш-испытание было введено в американскую программу NСАР только в 2004-м году. Проводится по трем сценариям: два статических, одно динамическое. В последнем случае имитируется автомобиль с полным баком топлива и загрузкой в пять пассажиров. Воспроизводится аварийная смена полосы движения, во время которой датчики фиксируют изменение покрышек. Если хотя бы две поднялись на 5,1 см выше земли, то тестируемый автомобиль автоматически записывается в группу риска на переворот. После исследования результатов транспортному средству присваивается от одной до пяти звезд.

Мы перечислили основные краш-испытания, которые проводятся в рамках североамериканской программы NНТSА. Теперь поговорим более подробно о звездах.

О чем говорят американские звезды?

При фронтальном ударе

1 звезда – 46 и более процентов получения серьезной травмы;

2 звезды – 36-45% вероятности получения серьезной травмы (о том, какие травмы американская программа считает серьезными, мы говорили выше);

3 звезды – вероятность получения серьезной травмы от 21 до 35%;

4 звезды – вероятность серьезной травмы составляет 11-20%;

максимальные 5 звезд говорят о том, что вероятность получения серьезной травмы составляет 10 и менее процентов.

При боковом ударе

1 звезда – 26 и более процентов получения серьезной травмы;

2 звезды – 21-25% вероятности получения серьезной травмы;

3 звезды – вероятность получения серьезной травмы от 11 до 20%;

4 звезды – вероятность серьезной травмы составляет 6-10%;

максимальные 5 звезд говорят о том, что вероятность получения серьезной травмы составляет 5 и менее процентов.

При тесте на опрокидывание

1 звезда – 40 и более процентов вероятности опрокидывания автомобиля;

2 звезды – 30-40% вероятности опрокидывания автомобиля;

3 звезды – вероятность опрокидывания автомобиля составляет от 20 до 30%;

4 звезды – вероятность опрокидывания автомобиля составляет 10-20%;

максимальные 5 звезд говорят о том, что вероятность опрокидывания транспортного средства составляет всего 10 и менее процентов.

Последние изменения в краш-тестах NНТSА

Внедрение женского-манекена

Не так давно, впервые за 30 лет истории существования американского комитета безопасности автомобилей, в программу были внесены изменения. Самое существенное новшество касается внедрения женского манекена для краш-испытаний. Эксперты признаются, что 30 лет назад, когда программа была утверждена, женщина-водитель представлялась скорее исключением, чем нормой, сегодня же все изменилось. Еще одна причина заключается в том, что манекен-мужчина в силу своего роста, конституции и веса, не может продемонстрировать все виды травм, которые могла бы получить женщина при дорожно-транспортном происшествии. Помимо этого ученые изменили количество датчиков, теперь их больше. Это поможет экспертам получить более точную информацию о полученных при аварии травмах.

Удар о столб/дерево

Еще одно изменение касается самой процедуры теста. Добавлен новый вид краш-испытания – удар о столб/дерево. Транспортное средство разгоняется до 32,2 км/ч, после чего в него врезается жесткая конструкция. Удар приходится на водительскую дверь. В качестве водителя – женский манекен. Помимо всего прочего американская программа теперь будет отслеживать и наличие систем безопасности в автомобиле, в частности электронных устройств: ESP, LDWS, FCW. Хотя наличие этих систем не будет влиять на общую оценку.

Вывод: теперь американская программа оценки безопасности автомобиля будет еще сложнее, придирчивее и точнее, отныне число пятизвездочных автомобилей резко уменьшиться. Это будет означать и то, что новые рейтинги будут несопоставимы со старыми, последние становятся непригодными, неактуальными и необъективными.

Интересные факты

Независимые краш-испытания проводятся только в развитых странах. Поэтому там делают самые безопасные транспортные средства, там же вопрос безопасности при покупки автомобиля – определяющий. В связи с этим количество смертельных исходов при авариях в Европе, США, Австралии и Японии уменьшается.

Первый краш-тест в мире был проведен в 1935-м году. Автомобилестроительная компания «Ситроен» сбросила с большой высоты (30 м) модель 11СV, после испытания транспортное средство продолжило ход – только происходило это в рамках рекламной кампании.

На этом видео вы сможете увидеть краш-тестs 1960-х гг.: