Euro NCAP - рейтинг оценки безопасности новых автомобилей

Euro NCAP

Euro NСАР – это европейская программа оценки новых автомобилей. Комитет был образован в 1997-м году и сегодня он имеет поддержку крупнейших автомобилестроительных компаний, правительств Европейского союза и различных потребительских организаций в EC.

История рейтинга Euro NСАР

С 1970-х гг. ЕЕVС* проводил регулярные исследования по оценке безопасности тех или иных автомобилей. За 20 лет была собрана уникальная база, которая позволила разработать полномасштабную процедуру проведения краш-тестов. Таким образом, появился эффективный инструментарий для определения степени защиты детей, пассажиров и самого водителя при дорожно-транспортных происшествиях. Оцениваются последствия не только фронтальных ударов, но и боковых, задних столкновений, определяется тяжесть травм и для пешеходов.

Однако «зеленый свет» программа NСАР получила не сразу. До 1994-го года предложения по внедрению программы краш-испытаний получали решительные отпор со стороны автомобилестроительных компаний и причина этому абсолютно ясна, но летом 1994-го британский транспортный департамент одобрил создание оценочной шкалы безопасности транспортных средств, она то и распространилась после по всей Европе.

Сегодня на результаты Euro NСАР обращают внимание если не все автолюбители, то бо́льшая их часть. При покупке нового автомобиля полезно узнать не только его технические характеристики, но и степень защиты, которую он может обеспечить всем пассажирам при дорожно-транспортных происшествиях.

О чем говорят звезды?

Современная система Euro NСАР создана из пятизвездочной рейтинговой системы. После всех испытаний автомобилю назначается одна-две-три-четыре-пять звезд. На конечный результат влияет не только поведение автомобиля во время аварии, но и оборудование, предусмотренное комплектацией. Большое количество звезд будет говорить не только о хороших результатах краш-тестов, но и о доступности оборудования безопасности (активной и пассивной).

Программа NСАР выходит за рамки нормативных требований, поэтому если транспортное средство соответствует лишь самым минимальным требованиям безопасности, он не будет допущен к европейской программе. Это означает, что все современные автомобили, попавшие в рейтинг, соответствуют минимальным требованиям безопасности. Автомобиль с меньшим числом звезд будет проигрывать по уровню безопасности автомобилю с бо́льшим число звезд, и это далеко не всегда означает что автомобиль является небезопасным. При этом надо заметить, что европейская программа NСАР не является обязательной.

Что оценивает рейтинг

Во время краш-тестов оценивается защита пассажиров, детей и водителя во время фронтальных, боковых и задних столкновений. Также оценивается защита пешехода при столкновении с автомобилем.

Кроссовер Mercedes-Benz GLA получил пять звезд
Краш-тесты Euro NCAP: кроссовер Mercedes-Benz GLA получил пять звезд

 

Подробнее о столкновениях

Столкновение с деформируемым и недеформируемым препятствием. Скорость автомобиля в момент столкновения с деформируемым препятствием (фронтальный удар) составляет 64 км/ч. Площадь перекрытия 40%. Известно, что лобовые столкновения чаще всего приводят не только к тяжелым травмам, но и к летальному исходу. Во время краш-тестов в автомобиле присутствуют два манекена (комплектация средних мужчин), а на заднем диване расположены детские манекены в удерживающих устройствах. В испытании оценивается в первую очередь прочность кузова, поскольку в процессе его деформации пассажиры могут серьезно пострадать. Зоны смятия должны образовываться по заранее разработанному алгоритму, чтобы пассажирское пространство (в том числе педали и рулевое колесо) деформировалось менее всего. При ударе о стену (недеформируемое препятствие) скорость автомобиля составляет 50 км/ч. В этом случае в машину устанавливаются женский манекен-водитель и женский манекен-пассажир (последний на заднем сиденье). В этом испытании предъявляются строгие требования к пассивным системам безопасности.

Боковые столкновения

Краш-тесты этой категории проходят по двум сценариям: боковой удар от другого автомобиля, боковой удар о столб (дерево). В первом случае в боковую часть неподвижного транспортного средства врезается специальная тележка (имитация авто) на скорости 50 км/ч. В момент такого испытания внутри тестируемого автомобиля устанавливается мужской манекен-водитель и детские манекены на заднем сиденье. Оценивается защита жизненно важных органов и частей тела человека. Столкновение со столбом проходит по следующей схеме: тестируемый автомобиль установлен на тележку, которая разгоняется до 32 км/ч и ударяется о неподвижный жесткий столб. Внутри машины располагается только один мужской манекен-водитель. Такое испытание считается очень жестким, специалисты NСАР оценивают в первую очередь защиту головы, ведь при таких авариях столб или дерево могут не только сильно смять кузов, но и проникнуть в салон.

Заднее столкновение

В этих испытаниях проверяются сиденья автомобиля, в частности, подголовники, которые призваны защищать шейные отделы пассажиров от хлыстовых травм, последствия от которых могут быть очень длительными.

Защита пешеходов

Как уже сказано выше, европейская программа оценивает и уровень защиты пешеходов при их столкновении с тестируемым автомобилем. В момент удара во всех случаях скорость автомобиля составляет 40 км/ч. Специалисты оценивают повреждения ног, таза и головы пешехода.

Также в процессе краш-тестов проверяется эффективность детских удерживающих устройств, оснащенность автомобиля специальными креплениями для таких устройств и, собственно, проверка установки удерживающей системы. Проверяется и система автономного торможения (АЕВ) по нескольким сценариям.

Интересные факты

Автомобили отечественного автопрома не участвуют в программе оценки безопасности Euro NСАР.

Топ-10 самых небезопасных автомобилей в период с 1998 по 2000 гг.

  1. Fiаt Sеiсеnto 1,5 звезды;
  2. Мitsubishi Lаnсеr 1,5 звезды;
  3. Nissаn Аlmera 1,5 звезды;
  4. Нyundai Ассеnt 1,5 звезды;
  5. Suzuki Ваleno 1,5 звезды;
  6. Сitroen Sахо 2 звезды;
  7. Lаnciа Ypsilоn 2 звезды;
  8. Nissan Мicra 2 звезды;
  9. Fiat Вrava 2 звезды;
  10. Реugeot 306 3 звезды.

Информацию об актуальных тестах всегда можно получить на официальном сайте Euro NCAP.

Гибель бразильского автогонщика стала катализатором для создания рейтинга

Мы уже отмечали выше, что до июня 1994-го года предложения по внедрению программы краш-испытаний получали решительные отпор со стороны автомобилестроительных компаний, но что стало тем катализатором в изменении отношения? Известный автогонщик и президент международной автомобильной федерации Max Mosley считает, что этим самым катализатором стала трагическая гибель бразильского автогонщика Аyrtоn Sеnnа, который погиб во время гонки на Gran Рremio di San Маrino. Если бы тогда уже была внедрена программа оценки безопасности и на автомобилях уже использовались бы современные средства пассивной безопасности, которые ограничивают движение головы, то исход той страшной аварии был бы другим.

* европейский комитет экспериментальных транспортных средств